В последние годы российское правительство сделало самодостаточность одним из главных приоритетов. Это уже привело к большому количеству новых тепличных проектов по выращиванию овощей. Но и в отношении цветов и растений Россия стремится стать менее зависимой от импорта. Однако это не плохие новости для иностранных компаний. В то время как все более богатое население России стимулирует спрос на цветы и растения, как внутри страны, так и за рубежом, расширение отечественного производства открывает возможности для поставщиков из других стран.
По всей стране появляются не только овощеводческие теплицы, но и российские производители декоративной продукции ведут хороший бизнес, расширяясь ради самообеспечения. Например, новая теплица в Санкт-Петербурге должна обеспечить до 60% потребности города в цветочной рассаде. Несколько месяцев назад, в июне 2018 года, было объявлено о строительстве теплицы для выгонки тюльпанов под Смоленском. Другие недавние расширения: оранжерея роз в Северной Осетии, 6 новых гектар роз под Москвой, о которых только что объявил производитель.
Это лишь несколько примеров того, как стабилизируется цветочный бизнес в России. Его развитие отмечают и организаторы ежегодной выставки FlowersExpo, которые видят все большее количество отечественных участников выставки.
Возможности для поставщиков
Эти расширения предлагают новые возможности для поставщиков. Один из таких поставщиков,компания Schneider (Голландия), постоянно растет на российском рынке. Как рассказала Zsófia Simó, специалист по маркетингу и коммуникациям компании, в преддверии FlowersExpo: "российские производители всегда стремятся расширить свой бизнес и Schneider youngplants рада предоставить ценные знания и советы для того, чтобы позволить им достичь своих целей."
Это мнение нашло отклик в выставочном зале, где стало очевидно, что несколько производителей расширяют или планируют расширить свои теплицы. В свою очередь, селекционеры на выставке также сообщили о растущем интересе к их сортам со стороны российских производителей.
Число производителей в России, похоже, тоже растет. "За последние пять лет количество фермерских хозяйств выросло, и сейчас их больше, чем 10 лет назад. Каждый год появляются новые производители и фермы", - рассказал российский производитель. Для того, чтобы все это произошло, производители получают финансовую поддержку от правительства.
Европейские ноу-хау
Увеличение количества и размера российских компаний-хорошая новость для европейских компаний. "Для того, чтобы произвести продукцию хорошего качества, многие производители приглашают голландских специалистов для консультаций", вышеупомянутый производитель продолжает. Вот и глава отдела сельского хозяйства Посольства Королевства Нидерландов в Российской Федерации Мьювес Брауэр это подтверждает. Он сообщил нам, что стремление стать более самодостаточными приводит к необходимости голландских знаний, продуктов и методов. "Спрос на голландский исходный материал, например, вырос на 25%."
Одним из примеров является Тепличный комбинат «Зеленый Дом». Этот производитель роз тестирует множество сортов голландских и немецких селекционеров. Компания выращивает розы на 5 гектарах не только в открытом грунте, но и в нескольких теплицах. В 2019 году здесь будет будет запущено производство в новой теплице на 4,5 гектарах.
Еще одна российская компания, Da!Роза, выращивает несколько сортов горшечной розы «Кордана», от немецкого селекционера Кордес розес. Денис Колпаков, Da!Роза: «Количество российских декоративных производителей также растет. Однако найти квалифицированный персонал может быть трудно, поэтому российские фермы привлекают голландских производителей для консультирования».
Возможности для экспорта
Хотя поиск самодостаточности только начался, возможности для экспортеров цветов в Россию все еще есть. В конце концов, это страна, любящая цветы, чей аппетит к украшениям нелегко насытить. Более подробно остановимся на некоторых культурах.
Розы
По данным Евростата, Россия является крупнейшим в ЕС рынком ЕС розы, на 28 млн. евро (45% от общего объема экспорта роз). Однако крупнейшими поставщиками роз в Россию традиционно являются Колумбия и Эквадор, хотя спрос в обеих странах несколько снизился.
"Несколько лет назад Россия была для нас очень важным рынком, но после кризиса объемы и цены упали. Поэтому мы решили больше сосредоточиться на других рынках, таких как США и Европа", - объясняет Джордж Ортега из Колумбийской розовой фермы Matina Flowers. "Раньше мы продавали около 35-40 процентов нашего объема в Россию, но из-за кризиса объемы и цены резко снизились. Мы видим, что объемы восстанавливаются медленно, примерно на 1,5 процента в год, но объемы остаются низкими. И лично я не думаю, что они снова достигнут своего прежнего уровня."В настоящее время около 8-12 процентов их объема идет на российский рынок».
Эквадорский производитель роз Eco Roses также сократил свой экспорт в Россию, но он по-прежнему является важным рынком для них; около 30 процентов их объема производства идет на этот рынок.
Таким образом, в то время как Россия все еще является значительным рынком для латиноамериканских стран, разрыв открывается - и другие готовы его заполнить. Клаус Вольф из Rosen Tantau, с другой стороны, видит рост российского рынка. "Они любят розы, и красный по-прежнему самый популярный цвет (40%), а затем белый (20-25%)", - сказал он нам на FlowersExpo. И, по словам Дэмиена Кабаре из компании Mailland International, существует высокий потенциал для местных производителей. На выставке FlowerExpo в этом году французский селекционер показал только срезанные розы душистого садового типа. "Они сложны для отгрузки, но поэтому дают возможность местным производителям диверсифицировать себя от импортных цветов.”
Хризантемы
Еще один российский фаворит-хризантема. Традиционно хризантемы были бестселлерами в России, но за последние несколько лет спрос сместился на спрей-хризантемы и Сантини, говорит Дэнни Ван Уффелен из Zentoo. Россия является их основным рынком сбыта, и в связи с изменением спроса они соответственно изменили ассортимент своих линий марки Zentoo.
Россия-страна, любящая хризантемы, и большая часть хризантем, продаваемых в России, импортируется из Нидерландов.
И у российского потребителя, похоже, снова есть деньги. "Цены примерно на 30 процентов выше по сравнению с прошлым годом, который был посредственным годом. В этом году производители сосредоточились на более стабильном предложении, и отсутствие летних цветов на рынке может еще больше повысить спрос на хризантемы."
Тюльпаны
Тюльпан всегда в дефиците, по словам Джона Элстгейста из Flower Circus. Это означает, что всегда есть дефицит российских тюльпанов, что делает необходимым импорт. "Несмотря на то, что голландские тюльпаны немного короче, светлее и менее зрелые, чем российские тюльпаны, у них все хорошо", - говорит Джон, анализируя рынок накануне Женского Дня-8 марта. Чтобы удовлетворить растущий спрос, отечественные производители тюльпанов также расширяют свои посевные площади.
Срезанные цветы
В то время как розы, хризантемы и тюльпаны являются самыми популярными цветами, русские ценят срезанные цветы всех сортов. Потребление цветов традиционно высокое, но когда рубль падает, как и в прошлом году, обычно дорогие цветы получают дополнительный толчок, о чем свидетельствуют цифры от Royal FloraHolland.
Джон Элстгейст также заметил отход от традиционной тройки, видя, что все больше летних цветов, а также мускари, морозники и розы из Эквадора и Африки, с более короткими стеблями.
Колумбийский цветовод гвоздики Turflor одна из сторон, которая может получить выгоду от этой тенденции. “Около 8 процентов нашей продукции идет в Россию. Там мы видим тенденцию к более мелким цветам в больших букетах", - говорит генеральный директор Маурисио Брисеньо.
Гортензии
Но дело не только в маленьких цветах. Российские потребители, желающие быть оригинальными, также могут пойти на гортензии. По словам Каталины Аранго, коммерческого директора Колумбийского производителя гортензий Flores del Este, Россия является интересным рынком для гортензий из Колумбии, так как она выросла на 44,1 % в стоимости и 52,5% в объеме.
"Я считаю, что цветы для россиян по-прежнему являются очень важным и неотъемлемым атрибутом различных мероприятий, семейных праздников и общественных торжеств. И несмотря на кризис прошлых лет спрос на цветы все еще находится на достаточно высоком уровне”, - говорит она.
Фаленопсис
Российский рынок орхидей фаленопсиса уже много лет стабилен, но Миша Гроотуизен из компании Levoplant все еще видит потенциал для развития. Голландский питомник фаленопсиса снабжает этот рынок уже около десяти лет и видит возможности для улучшения в двух основных областях: транспортировка и презентация.
"Из Нидерландов в Москву это занимает около трех дней, а потом, некоторым нужно ехать еще дальше, в более мелкие города вокруг. Кроме того, они переупакованы. Все это влияет на качество продукта. К счастью, качество нашего фаленопсиса высокое при выезде из питомника, но это качество также необходимо сохранить при транспортировке."
Помимо транспортировки, презентация может стать важным моментом для увеличения продаж в этой стране. "Мы выставляемся на FlowersExpo уже около девяти лет и видим, что все посетители выставки любят фаленопсис. Однако при посещении цветочных магазинов или розничных магазинов мы видим, что фаленопсис представлен не в полной мере. Есть много, чтобы получить, когда мы могли бы решить эту проблему на местном уровне."
Садовые растения
Россияне любят срезанные цветы, но ежегодный исход на дачу летом показывает, что они также поклонники садоводства и сопутствующих растений. Польша является крупнейшим поставщиком декоративных растений в Россию, поэтому неудивительно, что в этом году польские компании были широко представлены на FlowersExpo.
Топовыми в сегменте садовых растений, по словам Шнайдера, являются бегонии, петунии, колеус, агератум и сорта виолы. "Клиенты всегда ищут новые цвета и сорта, таким образом, Schneider youngplants представляет новейшие дополнения к своему ассортименту на выставке наряду с его наиболее популярными продуктами (однолетние, двухлетние и многолетние)", - прокомментировала Zsófia Simó перед шоу.
Вывод
Как и тепличный овощеводческий сектор, цветоводство в России также развивается быстрыми темпами. Экспансия на отечественные компании создает возможности для поставщиков семян, саженцев, материалов и оборудования, в то время как все более богатые потребители цветов обеспечивают плодородный рынок для иностранных производителей цветов и декоративных растений.
Перевод статьи.
Дата публикации: 11/14/2018
Автор: Ян Джейкоб Мекес
© FloralDaily.com